Сегодня хочу рассказать о двух очень полезных книгах, которые могут пригодиться родителям. Первая – «Ребенок с характером. Как его любить, воспитывать и не сойти с ума» Мэри Шиди Курчинки посвящена тому, как воспитывать детей, которые отличаются от остальных большим проявлением эмоций – они более настойчивые, упрямые, чувствительные и восприимчивые.
Вторая – «Мам, я сам. Как помочь ребенку вырасти самостоятельным» Эми Маккриди. Она о другом – как из избалованного ребенка сделать самостоятельного, не зацикленного на себе. Почитаем?)
Итак, начну с Курчинки. Это не первая ее книга, как я поняла. Тема непростых детей для Мэри — главная в жизни, т.к. она не только написала о них несколько книг, но и ведет семинары для родителей, читает лекции на эту тему, и даже организацию создала.
В книге 4 части. В первой автор объясняет, что такое непростой характер, и что могло стать предпосылкой для его формирования. Она находит отличие в слове «более» – дети обладают всеми теми же особенностями, что и остальные, но в большей степени.
Так как первая моя дочь именно такая, я прям в шоке читала все особенности, которые она выделила, все совпало – у детей ярче проявляется интенсивность эмоций и реакций; они более настойчивы, чувствительны, восприимчивы; но при этом у них ниже адаптивность (не любят изменений); они непостоянны, очень активны; первая реакция на все новое — негативная; такие дети относятся ко всему очень серьезно.
Таких детей много – 15-20% от общего количества. Причиной их особенностей Курчинка считает темперамент, она не согласна с идеей, что дети появляются на свет «как чистый лист бумаги», и тут я тоже соглашусь. Она приводит результаты исследования темперамента детей, все вполне логично.
Автор предлагает изучить темперамент ребенка, и дает тест, по которому можно определить шкалу от уравновешенного состояния до «с характером». Еще один тест предлагается пройти родителям, чтобы понять, насколько ваши темпераменты совпадают.
Вторая глава помогает разобраться в том, к какому типу характеров принадлежит ребенок – экстраверту или интроверту, и как себя вести в том или ином случае.
Вне зависимости от этого автор советует начать следить за собственным поведением и реакциями по отношению к ребенку, т.к. он легко их считывает, и воспринимает по-своему.
Также она советует изучить сигналы ребенка (приводится подробная схема), согласно которым можно понять, как он будет вести себя в течение дня, чтобы знать, что планировать и ждать от него. Здесь же приводятся простые рекомендации, как успокоить ребенка, когда тот находится в возбужденном состоянии (от слегка до срыва).
Отдельная глава посвящена поведению родителя во время эмоциональных срывов ребенка.
Две самые главные главы для большинства родителей посвящены настойчивости, а именно ситуациям, когда взрослый говорит «да» и «нет» ребенку.
Постепенно она разбирает все особенности, которые выделила в первой главе как свойства детей с характером – чувствительность, адаптивность, рассеянность и восприимчивость, непостоянство, уровень, активности, первую реакцию и настроение.
Каждая глава построена на обосновании проблемы, внутри которой показывается несколько вариантов ее решения. К тому же отдельно выделены советы и рекомендации родителям, как себя вести, и что делать, если вы подвержены тем же эмоциям. В конце каждой главы есть резюме, где вкратце объясняется, что делать (что говорить, рекомендации для родителей).
Третья часть построена по такому же принципу, в ней Курчинка рассказывает, как организовать быт. А именно — приводит схемы дня для детей, и отдельно, в каждой главе делится рекомендациями, как вести себя с ребенком при подготовке ко сну, во время ночных пробуждений, как его кормить и одевать (разбираются спорные моменты, когда ребенок ведет себя проблемно).
Например, не всегда приходит в голову просто убрать все вредное на полках (сладости и прочее) из дома, чтобы ребенок не хотел это съесть, а заменить их на печенье из злаков, и пусть ест его, сколько хочет.
Последняя часть посвящена социальному поведению детей с характером – со сверстниками, во время праздников и каникул, а также в школе. Она по большому счету помогает разобраться, как научить ребенка взаимодействовать с окружающими (присоединиться к группе, адекватно реагировать на подарки, уважать чужое личное пространство).
Как я поняла, главное для родителей по мнению автора – умение считывать настроение ребенка, улавливать его.
Критерии, по которым следует это делать, она приводит в книге в каждом отдельном случае. В итоге получается действительно довольно подробное руководство по поведению с детьми с характером.
Некоторые рекомендации очень простые, какие-то не всегда придут в голову, какие-то вообще я встречаю впервые. Вся книга построена очень удобно, да и написана простым, понятным языком. Мне она помогла разобраться и скорректировать прежде всего свое поведение по отношению к ребенку. И это помогло!
Вторая книга Эми Маккриди «Мам, я сам. Как помочь ребенку вырасти самостоятельным» написала не менее увлеченная и активная мама – она и основатель компании Positive Parenting Solutions, и помогает родителям по всему миру воспитывать детей, решать психологические проблемы, возникающие в семьях, и ведущая — программы с участием Эми идут на каналах CNN, CBS This Morning, Fox & Friends, MSNBC, abcNEWS.
Здесь оглавление гораздо короче, хотя книга не тоньше (первая – почти 600 страниц, эта – почти 350, но большего формата).
Написана она немного по-другому, хотя оба автора – американки. В первой книге по главам разбираются проблемные ситуации. В этой автор больше ведет диалог с читателем и разбирает не только, что нужно делать, но и как быть, если что-то не выходит с ее советами.
В каждой главе она выделает одну мысль, свой тезис о том, как вести себя с ребенком, после объясняет его необходимость. Следом предлагает несколько методов, как достичь желаемого, и заканчивает главу ответами на вопросы, связанными со своим тезисом – что делать, если не выходит следовать методам.
Например, в первой главе она начинает разговор с того, что делится историей о подростке, который не мог выпросить желаемое. Дальше она объясняет свою позицию по этому вопросу, выделяя ряд признаков семей, где дети избалованны. После пытается найти причины у психологов.
Основой книги стали три принципа философии А. Адлера, который считал, что главная цель ребенка – добиться чувства причастности и собственной важности. К тому же, любое его поведение целенаправленно, а плохо ребенок ведет себя, если не получает поддержки.
Она предлагает 35 стратегий и методов, которые помогут ребенку ощутить собственную причастность и важность, при этом позволят подавить или предотвратить проявления избалованности.
Одно из них «время для разума, тела и души», его можно считать основой книги, автор возвращается к нему не раз: каждый из родителей должен один или два раза в день выделять по 10 минут на общение с каждым из детей игнорируя все внешние проявления.
Это время должно быть полностью посвящено ребенку, более того – именно он должен выбирать, чем займется с родителями.
Подобная последовательность повторяется в каждой главе – сначала описывается проблема, следом – механизм ее решения, после – советы, как его рименять, и ответы на распространенные вопросы, почему тот или иной метод может не срабатывать.
Вторая глава посвящена уступкам, в ней Эми объясняет, почему нельзя на них идти. Пересказать ее невозможно, но в ней мне встретилось несколько «методов», как она их называет, которые действительно могут помочь.
Этот автор показалась мне немного грубоватой, во многом, наверное, за счет прямолинейности и того, что в нашей стране так, как она советует общаться с детьми, не принято. У нас более привычно сажать их на голову))
В довольно простой манере она на примерах показывает, как поставить ребенка на место, когда тот сел на шею и готов лезть еще выше. Возможно, я просто оказалась не ко всему готова из предложенных ей вариантов, но они вполне логичны и действенны.
Дальше она объясняет, как приучить ребенка к самостоятельности, работает тут все, и прежде всего – психология. Вы, наверное, слышали о том, что фразы с «не» лучше не употреблять?) Так же и с детьми – когда вы что-то у них просите\требуете, лучше формулировать фразу без «не», в утвердительной форме. Например, вместо «Не бросай полотенце в ванной» => «Повесь полотенце на вешалку».
Начинать Маккриди предлагает с малого: подобрать какие-то задания для ребенка по его возрасту, и, когда вы хорошо себя чувствуете, попробовать предложить ему их выполнить. Она очень подробно описывает последовательность действий, чтобы максимально вовлечь в дело детей, этот раздел показался мне очень полезным!
Некоторые методы из книги покажутся вам знакомыми. Например, «когда – тогда» предполагает выполнение чего-то желанного для ребенка после того, как он поможет по дому. Звучит знакомо?)
Одна из глав посвящена контролю, не только нашему над детьми, но и детьми над нами. Она разбирает неудачные моменты воспитания, и пытается дать советы, как делегировать свою власть, а не подавлять ребенка.
И здесь она предлагает довольно широкий спектр вариантов, как можно показать ребенку, что он может принимать решения, но в пределах дозволенного (варианты представлены как для детей самого маленького возраста до подростков).
Пятая глава помогает разобраться с последствиями, вернее, обучить родителей, как объяснить ребенку, что любое его действие, особенно негативное, ведет за собой эти самые последствия.
Продемонстрировать, как «работают» последствия может и взрослый. Например, если ребенок ломает игрушку, логическим последствием этого следует то, что ребенок должен либо починить ее, либо отдать взамен свою (если она чужая). Самое важное в обучении последствиям – всегда доводить дело до конца.
Одна из глав посвящена подготовке детей к реальной жизни. Здесь автор просто составляет список рекомендаций для родителей, что те должны уяснить для себя, чтобы обеспечить необходимую поддержку детям в реальной жизни.
Главным она считает объяснить детям, что в жизни есть вещи, которые необходимы для всех и над ними надо усиленно трудиться, и вещи просто для удовольствия. Или убедить ребенка не бросать занятия хотя бы до какого-то логического завершения (окончания курса, семестра). Список довольно длинный.
Чтобы понимать, каким мы представляем будущее детей, родителям следует ответить на список вопросов. Они помогут определиться, каковы ожидания родителей по отношению к детям – высокие, низкие или реалистичные. Отдельные подглавы посвящены борьбе с неудачами и способам их преодоления.
Самая проблемная для меня глава посвящена вознаграждению за действия ребенка. Автор разделяет два типа мотивации – внешнюю (извне человека, от родителей и прочих) и внутреннюю (собственную). Она считает, что дети, мотивированные извне, вырастают избалованными.
Она предлагает мотивировать ребенка таким образом, чтобы у него вырабатывалось внутреннее желание чего-то добиться. Это довольно сложная система, которая предполагает словесное поощрение.
При этом надо комментировать действие ребенка таким образом, чтобы он четко понимал, за что его хвалят, и это вызывало у него положительные эмоции (а не просто «Молодец!»).
Отдельная глава посвящена тому, давать ли деньги, в качестве чего, что считать карманными деньгами, и когда начинать их выдавать.
Еще одна глава пригодится родителям подростков: в ней говорится о том, как регулировать поведение детей в интернете, когда покупать те или иные гаджеты, а также как быть с связи с воздействием и давлением на детей сверстников.
Если вкратце, она предлагает сформировать список семейных ценностей, а по сути, правил, которых будут придерживаться все члены семьи.
Пара финальных глав показалась мне характерной больше для американцев. Например, в одной из них, автор говорит, что детям необходимо уметь писать благодарственные записки, т.к. это учит их быть благодарными. Но таких замечаний немного.
Эта книга показывает более конкретный и практический подход к решению проблемы самостоятельности. Приходится признать, что именно родителям нужно сначала разобраться с собой и откорректировать поведение таким образом, чтобы дети понимали причины и следствия своих же поступков.
Что мне понравилось в обеих книгах – это не пространные рассуждения о том, как бы надо было бы воспитывать ребенка, а вполне практические рекомендации, как себя вести в том или ином случае. К тому же, каждый разбирается максимально конкретно.
Как бы мы не старались все успеть и дойти до всего своим умом, вряд ли это получится у нас так же хорошо, как у людей, которые посвятили этому всю свою жизнь. Поэтому, наверное, проще будет прочитать эти книги, чтобы решить для себя проблемные вопросы, или приблизиться к их решению с помощью специалистов.
Книги хороши еще и тем, что к ним можно возвращаться, потому что сразу все не получится, я уже пробовала. Воспитание ребенка – очень длинный путь, и нам еще идти по нему, и идти)
Книги можно заказать либо на Озоне, либо на сайте издательства (с Лабиринтом они больше не работают, поэтому там не представлены). На Озоне книга про ребенка с характером стоит от 379 рублей, про обучение ребенка самостоятельности – тоже, но представлено 4 ее разновидности. Если вы хотите заказать их непосредственно в издательстве, стоит заглянуть на сайт alpinabook.ru.